Госорганы Беларуси, в т.ч. Нацбанк, органы финансового мониторинга и администрация Парка высоких технологий (белорусской Кремниевой Долины) разрабатывают регулирующие документы, которые будут определяет криптовалютную деятельность. Основных документов – три:
- Квалификационные требования;
- Правила деятельности оператора криптоплатформы;
- AML-требования (anti money laundering – противодействие отмыванию денег).
Квалификационные требования определяют высшее образование и опыт соответствующей работы у директора, главного бухгалтера и технического директора компании-оператора. Обязательно должны быть должности риск-менеджера, compliance officer и AML-compliance officer. Персональные требования к руководителям: отсутствие непогашенной судимости за преступления против собственности; отсутствие расторжения трудового договора по дискредитирующим обстоятельствам; отсутствие открытого уголовного преследования. К учредителям требования следующие: не иметь задолженности по платежам в бюджет и госфонды; не быть банкротом; не иметь непогашенной судимости за преступление против собственности; не быть исключённым из Парка высоких технологий за нарушение законодательства или невыполнение бизнес-проекта и т.д.
Финансовые требования к бенефициарным собственникам оператора криптоплатформы – иметь на счетах не менее $5 млн, подтверждённых источниками происхождения,
В части соблюдения законодательства – приоритет норм иностранного права (если клиент – иностранец).
Клиентами не могут стать лица младше 18 лет; причастные к террористической деятельности; а также – нерезиденты Беларуси, если это противоречит законодательству государства, гражданами которого они являются.
К гражданам Беларуси применяются «критерии квалифицированного инвестора»: определенный годовой доход, наличие капитала, специальное образование и опыт. Образование – финансовое или экономическое. Опыт – это опыт торговли на бирже или в подобной работе. Годовой доход пока не определен. В общем – белорусов стараются оградить от разорения.
Что касается деятельности самой криптобиржи, то помимо стандартных документов (время торгов, котировальный лист, результаты торговых сессий и т.п.), биржа должна информировать, какими токенами владеет, чтобы клиент понимал, почему она их продвигает (довольно наивное требование, конечно).
Оценка риска в отношениях с клиентом будет строиться по трехвекторной модели: по профилю клиента, по географическому региону, по видам операций. Если клиент – госслужащий – это повышательный фактор: может, он вовлечен в коррупционные схемы. Понижательный фактор – если клиент – госорганизация.
Технологии KYC – Know Your Customer – традиционные: сверка с данными в соцсетях, базами данных третьих лиц, отслеживание адреса интернет-протокола, личная встреча, колл по телефону, посредством переписки, видеосвязи и т. д. Немотивированный отказ клиента от предоставления запрашиваемых документов или задержка в их предоставлении – признак подозрительной финансовой операции. Но главные подозрительные признаки – это: большая сумма операции физлица (порог пока не определен); любая сумма наличными в транзакциях юридического лица; проведение операция через оффшорные банки либо иностранные банки; передача токенов с адреса третьего лица; непроверяемая информации, которую дает о себе клиент. Повышает риски и …возраст клиента – младше 21 и старше 65 лет, если такие лица проводят операции на сумму более 300 базовых величин (примерно $3750). Причем независимо от того, гражданином какой страны является клиент.
Утечка информации (в Белоруссии ничего не происходит случайно) явно «случилась в подтверждение предыдущей «утечки» – о том, что криптообменники заработают в Белоруссии к июню 2018 г.